Если вы вместе с 94% людей считаете, что вождение в нетрезвом виде является основной проблемой дорожной безопасности, то, возможно, пришло время проверить, не совершаете ли вы за рулём что-нибудь не менее опасное. Ниже будут перечислены 10 вариантов действий, хотя легко можно назвать и больше.

По словам представителя ассоциации автомобилистов, вождение является одним из самых опасных действий, которые люди совершают каждый день, часто принимая это как должное.

Невнимательное вождение, которое является лишь небольшой частью проблемы, в прошлом году было причиной нескольких тысяч смертей и почти полумиллиона травм.

Всего лишь доля секунды может бесповоротно изменить вашу жизнь.

Цена риска – дорожно-транспортные происшествия, виновником которых оказались вы

Вождение автомобиля в нетрезвом виде является самым серьёзным нарушением, но и любое другое неосторожное действие может стать причиной не менее разрушительных последствий.

Стоит только раз стать виновником аварии, и на вас надолго закрепится клеймо неблагонадёжного с точки зрения закона человека. Не говоря уже о том, что страховые компании пометят вас знаком «высокий риск», из-за чего вы будете вынуждены платить за страхование своего автомобиля заметно больше.

По словам Деза Тоупса, редактора портала insurance.com, всего пара случившихся по вашей вине дорожно-транспортных происшествий может нанести страховой репутации не меньший вред, чем обвинение в управлении автомобилем в состоянии опьянения. Среднее увеличение цены страховки составляет 76% для впервые попавшихся в пьяном виде, если не было сопутствующего ДТП. После двух аварий, в которых страховым компаниям пришлось выплатить как минимум 1 000$, тариф вырастает на 99%.

Вот 10 действий, которые не менее опасны, чем вождение в нетрезвом виде:

1. Клевать носом за рулём после бессонной ночи

Лучше оставьте это занятие на проверку «Разрушителям мифов». После того как Фонд безопасности дорожного движения раскрыл удручающую статистику по вождению в состоянии сонливости – каждый шестой случай ДТП со смертельным исходом, телевидение всерьёз заинтересовалось, что опаснее – сидеть за рулём в сонном состоянии или навеселе. Что серьёзнее влияет на способность управлять автомобилем?

На одном треке создали имитацию езды по городу, на другом – монотонного движения по загородным дорогам. Оказалось, что бодрствующий в течение 30 часов подряд человек в первом случае реагирует в 10 раз хуже, чем он же после двух порций спиртного. Во втором случае реакция плохо выспавшегося была в три раза хуже.

Причём чаще всего засыпают за рулём молодые водители, которым не хватает опыта и рассудительности, чтобы остановиться и отдохнуть.

2. Лекарства против скорости – вождение после приёма снотворных

Десятки миллионов водителей могут неосознанно ездить, находясь под влиянием снотворных таблеток. Два года назад Федеральное агентство по лекарствам посоветовало производителям вдвое уменьшить содержание активного ингредиента (Золпидема) в безрецептурных снотворных препаратах, заявив, что принявшие их люди могут на следующее утро оставаться под влиянием лекарства, даже чувствуя себя вполне проснувшимися.

Федеральное агентство уже предупреждало производителей о необходимости разместить предупреждающие ярлыки на упаковках таблеток. Это произошло после появления сообщений о случаях, когда люди управляли автомобилями не просыпаясь. Некоторые потом не могли ничего вспомнить до того момента, когда они уже были на обочине дороги, задержанные за вождение в состоянии опьянения.

Продажи снотворных за последнее десятилетие значительно выросли благодаря увеличившемуся количеству рекламы.

3. Когда уже невозможно терпеть – вождение при срочной необходимости посещения туалета

Оказывается, что сдерживание позывов мочевого пузыря может заставить вас потерять рассудок или как минимум способность к концентрации внимания.

Нейробиологи из Университета Брауна дали волонтёрам выпить несколько стаканов воды, а затем отказали им в возможности посещения туалета. После этого у волонтёров результаты выполнения простых тестов (например, вспомнить цвет игральной карты через одну секунду) ухудшились настолько же, как и у людей с содержанием алкоголя в крови 0,05 промилле, что эквивалентно 2,5 порциям спиртного.

Это классический пример рассеянной езды, так как мозг может одновременно сконцентрироваться только на одном занятии. По словам исследователя Дэвида Снайдера, вам придётся постоянно осознанно контролировать мышцы, которые на самом деле хотели бы расслабиться.

Воспользуйтесь преимуществами остановочных площадок для отдыха.

4. Мечтать, сидя за рулём

Наверное, все испытывали это странное пугающее ощущение: подъехав к дому, понять, что ты не можешь вспомнить подробностей самой поездки.

Поразительное исследование данных по авариям, проведённое компанией Erie Insurance, привело к выводу, что 62% из 6 500 зафиксированных за последние два года случаев невнимательного вождения, ставших причиной ДТП со смертельным исходом, можно списать на погружение в мечты – одно из самых популярных занятий. Это больше, чем из-за разговоров по сотовому или набора текстовых сообщений. Конечно, в экстренной ситуации мозг включается в действие, но только после небольшой задержки.

Высказанные в телепередаче «Популярная механика» предложения специалистов звучат так: переводите взгляд из стороны в сторону, например, отслеживая объекты вдоль дороги; измените свой маршрут; можно также жевать что-нибудь хрустящее.

5. SMS – это хуже, чем вы думаете. Набор текстовых сообщений во время вождения

Это как минимум в два раза хуже, чем вождение в нетрезвом состоянии. По данным исследований именно настолько опасен обмен текстовыми сообщениями за рулём – на случай, если до водителей по-прежнему не дошёл смысл сказанного. И, очевидно, не дошёл. Только на одной из федеральных трасс недалеко от Хартфорда, штат Коннектикут полиция оштрафовала около 200 водителей за один день.

Для тех, кто попался впервые, штраф составляет 150$. По сравнению с вождением в нетрезвом виде, за которое можно получить тюремный срок, штрафы и повышение страховых тарифов не являются очень серьёзным наказанием. Водителям нужны более строгие законы. В опросе, проведённом сайтом insurance.com, три четверти водителей сказали, что написание текстовых сообщений по опасности ближе к пьянству, оставляя позади превышение скорости или проезд на запрещающий сигнал светофора.

Использование смартфона отвлекает водителя от дороги в шесть раз сильнее, чем алкоголь в небольших количествах, заявил Дэвид Гринфилд, помощник профессора психиатрии в клинике университета штата Коннектикут. Это занятие отнимает значительный объём когнитивной памяти.

6. Использование hands-free гарнитуры к телефону во время вождения

Только законодатели заявляют, что разговоры по сотовому безопасны, если водитель не держит телефон в руках. Учёные в подавляющем большинстве не соглашаются. Некоторые исследования даже сравнивали пьяных водителей с говорящими через гарнитуру, причём именно последние показали себя не лучшим образом.

В хорошо известном исследовании университета штата Юта водители с уровнем алкоголя в крови 0,08 ездили более аккуратно, чем разговаривающие по телефону. Три из сорока говорящих по гарнитуре водителей врезается в едущий перед ними автомобиль. Их руки при этом свободны, но мозг занят.

«Если законодатели действительно хотят, чтобы водители меньше отвлекались от дороги, то им следует запретить использование мобильного телефона во время вождения», – считает один из авторов исследования, доцент кафедры психологии Фрэнк Древс.

7. Немного расслабился? Езда под воздействием марихуаны

Пьяные склонны зацикливаться на объекте, а затем ехать прямо на него. Люди, которые находятся под воздействием марихуаны, наоборот, имеют тенденцию к замедлению реакций и могут даже забыть, куда едут. Тот факт, что обкуренные водители зачастую легко проходят тест на трезвость, привёл их к убеждению, что марихуана безопасна для вождения.

Но всё-таки им лучше остаться дома.

Вместе с ростом узаконенного потребления марихуаны увеличивается и количество связанных с ней аварий.

Тетрагидроканнабинол ухудшает способность человека к концентрации и быстрой реакции. Его роль в смертельных авариях за десять лет увеличилась втрое и в общей статистике составляет 10%, согласно данным американского журнала эпидемиологии.

8. Сердитые эгоисты или дорожные мстители

Чтобы ездить агрессивно, необязательно быть чем-то рассерженным. Однако гнев, несомненно, повышает вероятность того, что вы начнёте превышать скорость, вилять в разные стороны, блокировать полосы или совершать другие действия, которые в совокупности убивают в четыре раза больше людей, чем пьяные водители.

Гнев отвлекает ваше внимание и затуманивает рассудок. «Значительно увеличивается вероятность, что вы будете грубить другим людям или совершите что-то необдуманное», – предупреждает профессор психологии из Гавайского университета Леон Джеймс, который является соавтором книги «Дорожная ярость и агрессивное вождение».

В отличие от ночного пьянства, гнев очень заразителен. Вы кого-то подрезали – теперь он тоже рассержен, и так далее. Совет профессора Джеймса: остановитесь на обочине и немного развейтесь. Или пойте. Для пения требуется глубоко дышать, что снижает уровень стресса.

Если это не сработает, посмотрите в интернете видеоролики об авариях и в следующий раз вы, возможно, будете вести себя в подобной ситуации более спокойно.

9. Совместные поездки супружеских пар

Правда, что разговор с кем-то, кто находится в машине меньше отвлекает, чем разговор по телефону. Но это правило не всегда работает, если этим человеком является ваш супруг или супруга.

В Великобритании было проведено исследование поведения спорящих супружеских пар – либо сидящих вместе в машине, либо говорящих по телефону. Было обнаружено, что хотя в обоих случаях отмечается ухудшение реакции и замедленность действий, но именно сидящие вместе супруги показали самые плохие результаты.

Один из авторов исследования, Терри Лэнсдаун из университета Гериот-Ватт в Эдинбурге, сообщил газете The Scotsman, что основной причиной, по которой говорящие по телефону водители лучше справлялись с заданием, может быть возможность с лёгкостью игнорировать собеседника.

10. Слегка морозит – приболевший водитель

Всего лишь небольшая простуда? Скажите это тому парню, в которого вы въехали сзади, потому что ваша реакция замедлилась в два раза.

Продающая запчасти британская компания Halfords совместно со страховой фирмой Young Marmalade, решила изучить влияние лёгкой формы гриппа или простуды на работу водителя и выяснили, что время реакции ухудшается в два раза. Водители действовали на таком же уровне, как и те, которые употребили четыре порции двойного виски. По результатам опроса 40% водителей признались в управлении автомобилем в простуженном состоянии.

Подумайте, к каким последствиям может привести простое чихание. На скорости 100 км / час это означает, что вы будете ехать почти 20 метров с закрытыми глазами. Если вы заболели, лучше позвоните своему начальнику.